Добрый час, дорогие женщины!
Сегодня у нас замечательный православный Женский день - день святых жен-мироносиц, который является началом недели святых
жен-мироносиц.
Этот праздник позволяет и дает нам повод задуматься серьезно о
действительной высоте и глубине женского призвания и вспомнить о том, что именно в
женщине заслуживает и внимания, и почитания, и преклонения.
Он помогает нам вспомнить о лучших чертах женщин и запечатлеть в
собственном сердце эту высоту и красоту, без которой мир может превратиться в
зловонный и мутный кисель.
День святых жен-мироносиц всегда празднуется Православной Церковью в
третье воскресенье после Пасхи.
В этот день вспоминают всех тех верующих и добрых женщин, которые
после погребения Господа «зело рано» утром отправились ко гробу, чтобы по
благочестивой традиции помазать тело Почившего благовонными ароматами – миром.
Вот почему собственно и именуем мы святых жен мироносицами.
Но случилось великое чудо: Господь воскрес – и первыми, кто узнал
об этом (после Пресвятой Богородицы), стали именно жены-мироносицы, пришедшие
ко гробу с ароматами.
Эти благочестивые и добрые жены прославляются Церковью за свое
самоотверженное и доброе служение Господу не только после Его смерти и по Воскресении,
но и при Его многотрудной земной жизни.
Служение это было, может быть, малоприметным, в отличие от
служения апостолов, которые всегда были «на виду», рядом с Господом, и
проповедовали, и убеждали, и спорили, и чудеса совершали…
Женщины всегда как бы оставались в тени, но именно они во многом
облегчали тяготы повседневной будничной жизни Спасителя, Которому, по Его же
слову, порой не было «где главу приклонить».
В лице святых жен-мироносиц прославляются лучшие женские качества:
самоотверженная любовь, глубокая вера, скромность, терпение и постоянство в
доброделании.
Если
говорить о женах-мироносицах не только в библейском контексте, но и в житейско-историческом,
то всякая женщина: бабушка, мать, жена, сестра, дочь – призвана к этому
особенному служению, к особой миссии, заменить которую ничем невозможно.
Каждая
женщина призвана быть мироносицей, где под миром понимается богатство веры и
самоотверженной любви с безграничным терпением – тот благовонный состав, который
делает нашу больную, исковерканную страстями жизнь хоть немного светлее и
лучше.
Бабушка.
Моя
духовная жизнь, как и у многих, началась благодаря бабушкам.
Обе они начальное образование получили в Церковно-прихо́дских школах (ЦПШ) — при церковных приходах, где изучали
Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение.
Нет, они
не учили меня церковному песнопению. И читать, считать и писать я училась в
советской школе. Они ничего особенного не делали. Просто, своим поведением,
своими поступками, своей добротой и требовательностью показывали пример, как
надо жить, исполняя заповеди Божьи.
Удивительный факт: из шести внуком мамина мама в детстве (тайно потому, что времена тогда такие были) водила
в храм Святой Троицы только
меня, а потом…
Потом затянула на годы «взрослая», безбожная по сути жизнь, но
огонек веры, памяти доброй теплился всё же в душе, несмотря на ледяные ветра
суеты и житейских забот...
А бабушки просто делали то, во что они верили в простоте
боголюбивого сердца – творили добро, которое всё равно победит. Это же
у нас в крови от первой нашей «всебабушки» – святой равноапостольной княгини
Ольги, которая воспитала внука достойного, основателя нашей православной
государственности – великого благоверного князя Владимира.
Мама.
Слово святое. Всем
понятно. Но святым оно становится только тогда, когда наполняется смыслом
святым, где главное – любовь, самоотверженность, целомудрие, кротость…
Простые слова, но как мало
тех, кто не только готовы, а хотят воплощать эти простые слова в жизнь.
Жертвенности святой
требуют сама природа материнская, призвание, огонь, вложенный Богом в женскую
душу. Сказано, что женщина «чадородием спасется». И не
столько самим фактом рождения, сколько заботой о правильном и добром воспитании
своих детей.
Разумеется, бабушки
начинаются с мам. Горько наблюдать, что на каждом шагу уже встречается картина:
идет молодая и симпатичная мамочка с коляской, а у мамочки татуха шикарная на
плече, или на лодыжке, или на шее, и три серьги в брови и в носу еще
парочка, и волосы какие-нибудь фиолетовые с зелеными прядями, и сигарета в
зубах…
И с грустью думаешь: о чем
же эта мамочка будет рассказывать сыночку, доченьке своей, а затем – внукам?
Мол, вот внучок, так вот мы жили, татухи набивали, потому что это круто
считалось… в клубешниках тусили… бабло рубили… по пивасику выступали…
Ну, а что она еще
расскажет? Наверное, много чего еще сможет порассказать. Но только татухи
эти - вещь очень убедительная, согласитесь… и не просто какая-то
случайность, недоразумение – это именно часть субкультуры, если угодно, часть
жизни, наполнение сокровищницы сердца.
А ведь человек именно из
сердца износит и доброе, и худое… Ясно только одно: если уж какое-нибудь чудо
преображения не случится с этими мамочками (а Богу всё возможно), то нечего им
будет передать своим детям и внукам, и те, когда подрастут, что будут
вспоминать? Расплывшиеся татухи на дряблой коже своих мамочек и бабуль,
рассказы про тусню и пивасик… Жутковато, согласитесь…
Господи, дай сохраниться
славному племени бабушек- и мам-мироносиц, заслуга которых неоценима и которые
каким-то чудом, несмотря ни на что, всё же являются поколение за поколением и
оставляют добрый след в душах своих внучков и внучек.
А внуки - правнуки, пусть
даже много лет спустя, осознают, какое сокровище даровал им Господь в лице
своих бабушек и матерей, и храня его, как зеницу ока, умножат и передадут своим
детям и внукам «духовный код».
Жена.
Апостол Петр говорит: «Жены, повинуйтесь своим
мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без
слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр.
3: 1–2).
Именно чистота, любовь,
терпение, постоянство, верность – это то, что способно повлиять на мужчину благотворно без лишних слов и
уговоров.
Всё худшее в женщинах – и
грубость, и озлобленность, и вульгарность – рождается от непонимания своей
действительной природы и силы, дарованной Богом. От этого появляется
беспомощная раздраженность, злоба, тоска, страх…
Да, женщина нуждается в
любви, тогда она расцветает. Но и мужчина расцветает от любви, обнаруживает
свои лучшие качества, о которых, может, и не подозревал раньше.
Но требовать или ждать
любви от других – это путь эгоизма, путь, связанный с желанием пожить для себя,
себя выразить, себя «раскрыть» и «реализовать».
Вот желание вроде бы
благое, а в результате – распускаются и цветут пышно цветы зла, красивые на
вид, разнообразные, яркие, но хищные и ядовитые, потому что в основании их
лежат эгоизм и гордость.
Каждый из нас – личность,
неповторимая, прекрасная и неоцененная, каждый из кожи вон лезет, чтобы себя
«реализовать», но вот чудо: никому эта самореализация не приносит ни радости
подлинной, ни вдохновения, ни надежды, ни силы, если в основании этого
«цветения» лежит не плодотворная идея жертвенной любви, а мертвая идея
самолюбия и плотоугодия.
Мы все отчасти, в большей
или меньшей степени, страдаем от этого, но надо нам, по крайней мере, понимать,
что единственный путь жизни – это путь служения Богу и людям. А всё остальное –
суета сует и томление духа, как говаривал мудрейший Екклесиаст.
Сестра.
После
мамы следует. С ней мы примерно в одной возрастной категории и могут быть,
конечно, сестрички для кого-то и матерями, и бабушками, и дочерьми. Но для
прочих как-то принято именовать их сестрами во Христе.
И что
же главное мы в сестренках наших видим, за что их чтим, и пестуем, и
восхваляем? Да всё за то же – за чистоту, любовь, самоотверженность, за
способность к служению бескорыстному ради Всевышнего.
Неслучайно
во время войны, да и сейчас в больницах и госпиталях санитарок, служащих
раненым и больным, называют ласково сестричками. Как хорошо!..
Это
ведь какое-то особенное звание, согласитесь, какая-то особенная интонация
звучит в самом названии этом – сестрица. Тоже ведь
жена-мироносица, если ласку сердечную хранит с верой, если с бесконечным
терпением стремиться поддержать, утешить, помочь… и даже не только болящим, но
и вообще всякому нуждающемуся – тут какой-то особенный взгляд отмечаем, взгляд
сострадания и любви, направленный вовне, в скорбящий и озлобленный мир!
Любой
из нас может вспомнить не один десяток имён таких сестричек-мироносиц, и как
светлее от их присутствия жизнь, и как хочется, чтобы их больше было и чтобы
Господь укрепил их в их добром служении и даровал всё потребное для полной и
радостной жизни.
И пусть
труд, принесенный от души и по совести, будет Богом благословен.
В любом случае, почтим с прочими нашими современницами – женами-мироносицами –
и всех добрых наших сестричек и пожелаем им не терять той чистоты, и
кротости, и веры, что светят в них, как в светильниках, тихим и радостным
Христовым светом.
Дочь.
Так
хочется, чтобы дочери хранили ту чистоту и добрую непосредственность, которую
даровал им Господь, но не просто хранили, а преумножали верой своей,
послушанием, трудолюбием с постоянством. Потому что именно это и есть то, что
делает даже младших из жен – мироносицами.
И как тут не вспомнить слова
апостола Петра: «Да
будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или
нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек, в нетленной красоте
кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3: 3–4).
Словом,
женщины дорогие, доченьки наши, сестры, мамы и бабушки, с праздником!
Дай Бог
нам хранить, нести и распространять терпеливо многоценное миро веры,
самоотверженной любви и терпения.
И может
быть, открыв и показав беспокойному миру красоту и высоту женского призвания и
служения, сподвигнем людей на Его прославление.
Пусть
они увидят и поймут, что Бог о каждом из нас и обо всех вместе замыслил нечто
самое возвышенное и прекрасное, радостное и святое! И всё дело только в том,
чтобы прислушаться чутко к этому замыслу Божию, поверить в него, довериться и
шаг за шагом в терпении и постоянстве начать воплощать его в жизнь.
Источник:
Священник Дмитрий Шишкин
Комментариев нет:
Отправить комментарий